Тайпусам (Thaipusam) — индуистский фестиваль, посвящённый богу Муругану (передаче ему меча, его матерью Парвати) и его победе на демоном Сурападманом. В эти дни, верующие просят бога о помощи в исцелении, помощи близким, о прощении и обещают принести ему жертву — кавади (от кувшинов с молоком до огромных металлических конструкций, которые впиваются в тело паломника).
Выехав вечером из Джорджтауна, после долгих прогулок по городу, подъёма на холм Пенанг и начала празднования Тайпусама на Пенанге, мы отправились в на автобусе в Куала Лумпур. Билет в агентстве рядом с автобусным терминалом стоил 35 ринггит, брали загодя, днём ранее. Если брать билет прямо в терминале, в день отправления, как мы делали по дороге на Пенанг, то во всех окошках цену на ближайший автобус поднимают на 10 ринггит, даже если он не заполнен. Или предлагают ехать через три часа за нормальную цену.
Мы приехали в КЛ, в час ночи и пошли переждать немного в гестхаусе, расположенном недалеко от Чайнатауна, в котором жили до поездки на Пенанг. Оставили вещи и в три часа ночи отправились на праздник. Автобус до пещер Бату (Batu Caves) отправлялся прямо от остановки, напротив геста. Праздничные ночные цены — 4 ринггита, вместо трёх и по дороге мы подбирали группы верующих. От Чайнатауна (храма Sri Maha Mariamman) до пещер, которые находят в 13 км от КЛ, в праздничные дни отправлялись босые индуисты-паломники со своими кавади, пешком.
Мы же приехали к пещерам в районе 3:30 и расположились недалеко от входа на территорию пещер, чтобы посмотреть на проходящую процессию.
Верующие, обвешанные своими кавади, периодически воскуривали палочки, по три штуки разом, что за вещество так и не удалось выяснить. Но некоторые были точно в трансе и бешено вращали выпученными глазами.
Некоторые шли с видом, как-будто сейчас упадут. Очень уставшие.
Колонна двигалась со стороны моста, во многих группах шли барабанщики, подогревая паломников громкими, быстрыми ритмами. Многие шли за ними в танце.
За барабанщиками, обычно можно было увидеть основных участников, с проколотыми щеками и языками, несущих на себе прицепленные на крючки фрукты, к другим крюкам на теле прицеплены верёвки и тот, кто держит верёвки, тянет паломника назад.
А, например, этот мужчина с мечом, когда они останавливались, отдавал меч двум помощникам, которые держали его остриём вверх и этот йог на меч вставал, как ни в чём не бывало.
Другой верующий, раздвинув немного толпу зрителей, устроил самобичевание большой плёткой. Тоже, ноль эмоций. Говорят, что боли они не чувствуют.
Некоторые были сильно бодрые и шли как бульдозеры вперёд, поэтому их ассистентам приходилось их активно сдерживать.
Посмотрев на нескончаемое шествие, мы собрались тоже подняться в пещеру, 272 ступеньки вверх.
Перед подъёмом можно полюбоваться на самую высокую в мире (42.7 м) статую Муругана.
Пройдя все ступеньки паломники попадают в пещеру, где остаётся пройти совсем немного, чтобы зайти в маленькую пещеру (которая обычно закрыта) с ещё одной статуей Муругана внутри. При входе оставляют также небольшое пожертвование, так что стоит захватить несколько ринггит.
И после посещения святилища, пилигримов начинают разгружать от их тяжких грузов.
И вот когда транс проходит, дело сделано, и паломники начинают по-настоящему чувствовать боль, некоторые плачут.
Мы побродили ещё немного в пещерах, там тише, чем снаружи, по дороге наверх все подбадривали друг друга мантрами и барабанами, внутри же гул стихает.
Мы спустились вниз, а толпа всё двигалась и двигалась наверх, особой давки внутри или на лестнице, чтобы кого-то задавили, замечено не было. Паломников, с огромными конструкциями на плечах, поддерживали и иногда давали им передохнуть сидя, особенно, когда они шил вверх по ступенькам.
Мы ещё погуляли недалеко от Бату Кейвс, там было организовано большое пространство, чтобы перекусить. Очень удобно.
Обратно в центр города уже вполне можно было уехать на автобусах. А народ всё прибывал и поднимался в пещеру целый день. На электричках до Бату Кейвс была огромная толпа и все ехали как селёдки, поэтому лучше приходить ночью и не толпиться. В посте использованы фото JN и EM.
Впечатлений масса, но уже хотелось поехать в гестхаус и немного вздремнуть, чтобы хорошо отпраздновать день рождения, и это одно из самых необычных начал для своего праздника.
Для верующих подготовка к Тайпусаму начинается от двух недель до одного месяца до начала мероприятия. В течение этого периода, они будут воздерживаться от удовольствий связанных с: сексом, алкоголем и азартными играми; соблюдать пост, питаясь вегетарианской пищей; стараться быть чистыми в помыслах, словах и делах; многие бреют голову наголо; и будут регулярно молиться.
Как и на все индуистские праздники, яркие, хоть иногда и шокирующие, на Тайпусам в Куала Лумпуре стоит взглянуть своими глазами. Одно из самых больших индуистских празднований собирает несколько миллионов человек. Фестиваль Тайпусам проходит каждый год и в 2013-м году празднование можно будет увидеть 27-го января.